Херсонська обласна
універсальна наукова бібліотека
ім. Олеся Гончара
ПН-ЧТ: 9:00-18:00
СБ-НД: 9:00-18:00
Меню розділу

Пластичность мозга

Дойдж Норман

В78109
88.351.3

Д 62
Дойдж Норман.
Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функцию нашего мозга/ Норман Дойдж ; [пер. с англ. Е. Виноградовой ; отв. ред. Л. Ошеверова] - Киев : Сварог, 2017. - 539, [1] с. - (Мозговой штурм), ISBN 966-8970-67-5
Предметні рубрики: Мислення -- Психічні стани і явища
УДК: 159.955

Анотація:

Открытие того факта, что мысли способны - даже в пожилом возрасте - менять структуру и функции мозга, это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия. Норман Дойдж предлагает революционный взгляд на человеческий мозг. Он рассказывает о блестящих ученых, продвигающих пока еще новую науку о нейропластичности, и о поразительных успехах людей, жизнь которых они изменили, - примеры выздоровления пациентов, перенесших инсульт; случай женщины, имевшей от рождения половину мозга, который перепрограммировал сам себя для выполнения функций отсутствующей половины, истории преодоления необучаемости и эмоциональных нарушений, повышения уровня интеллекта и восстановления стареющего мозга. Методики, представленные в книге, будут интересны и полезны всем читателям.

Цитати

  • Дабы в полной мере ощущать полноту жизни, мы должны учиться. Когда жизнь или отношения с человеком становятся слишком предсказуемыми и кажется, что больше нечему учиться, мы начинаем чувствовать беспокойство. Это - своего рода протест пластичного мозга, который "скучает" без работы.
  • Чем лучше мы образованы, тем более общительны и физически активны, и чем больше мы участвует в стимулирующей психической деятельности, тем ниже вероятность того, что мы заболеем болезнью Альцгеймера или слабоумием.Но подходит для этого только деятельность с высокой концентрацией внимания.
  • Недавнее исследование более 2600 детей ясельного возраста показывает, что просмотр телепрограмм в возрасте от одного года до трех лет находится в определенном соотношении с наблюдаемыми в более поздние периоды детства проблемами, связанными с концентрацией внимания и контролированием побуждений. Каждый час, проведенный ребенком ясельного возраста перед телевизором, увеличивает затем вероятность возникновения серьезных проблем со вниманием на 10 %.

Рецензія фахівця (офіційні рецензії):

«Захватывающая и очень важная книга. Дойдж предос­тавляет читателю впечатляющее количество сведений по вы­бранной им теме и делает это со знанием дела. При этом его умение объяснить суть вопроса, который при менее уме­лом освещений мог бы показаться пугающе сложным и да­же недоступным для понимания, всегда сопровождает ощу­щение чуда. Рассказанные им истории приносят максималь­ное эмоциональное удовлетворение. ...Дойдж рассуждает о том, как культурные влияния в буквальном смысле слова «формируют» наш мозг. ...Становится очевидно, что наша реакция на окружающий мир представляет собой не только социальный или психологический феномен, но и продолжи­тельный неврологический процесс».

The Gazette (Монреаль)

 

«Потрясающая книга. Она, вне всяких сомнений, достой­на сравнения с работами Оливера Сакса. Дойдж обладает удивительным даром превращать сложный специализирован­ный материал в захватывающее чтение. Трудно представить более увлекательную тему — или лучшее введение к ней».

The Kitchener Waterloo Record

 

«Нам давно известно, что изменения мозга могут влиять на нашу психологию и то, что мы думаем. Норман Дойдж показывает нам, что процесс мышления и наши мысли спо­собны преобразовывать наш мозг. Он раскрывает основы психологического исцеления».

Чарльз Хэнли,
доктор наук, избранный президент, Международная психоаналитическая ассоциация

Зміст

Оглавление
Примечание для читателя. С. 21
Предисловие. С. 23
 
Глава 1.Женщина, которая постоянно падала…
…и была спасена человеком, открывшим пластичность наших органов чувств. С. 29
Что такое чувство равновесия. С. 32
Продолжение истории Черил. Загадочный аппарат. С. 33
     Как это работает. С. 37
     Второе нейропластическое чудо. С. 39
Еще о таинственных аппаратах. С. 43
     Слишком необычно, чтобы быть правдой. С. 46
Немного истории. С. 47
     Четыре фута десять дюймов. С. 49
     Мы видим благодаря нашему мозгу, а не глазам. С. 52
     И снова о локализационизме. С. 53
     Первые ласточки. С. 55
     «Игрушка для взрослых». С. 57
     Устройства, предоставляющие людям «сверхчувства». С. 58
Мозг восстанавливается даже после тяжелого инсульта. С. 60
«Соединять что угодно с чем угодно». С. 65
     Сенсорные системы можно перепрограммировать. С. 67
 
Глава 2. Как усовершенствовать свой мозг
     Женщина у считавшаяся умственно отсталой, находит способ самоизлечения. С. 70
     Предварительный план в нашей голове. С. 71
     Символ, логика и причинно-следственные связи. С. 73
     «Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты». С. 75
То, с чего надо было начинать эту книгу. С. 79
     «Я чувствую себя как в тумане…». С. 82
     То, что показано на людях, — это лирика, а вот крысы — это… весьма убедительно. С. 84
Школа Эрроусмит. Снова о проблемах со словами и текстами. С. 86
     Сильные и слабые функции мозга. С. 92
     Классическое образование было не так уж плохо. С. 93
     Крысы спасут человечество. С. 96
     «Хэппи-энд» истории Барбары. С. 98
 
Глава 3.Как перестроить свой мозг
Ученый изменяет мозг: улучшение восприятия и памяти, скорости мышления. С. 99
Как обучение влияет на мозг. С. 101
Человечки Пенфилда. С. 103
Критические периоды бывают и у мозга. С. 108
     Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд — в одной команде. С. 109
Как устроена нервная система. С. 111
О регенерации периферических нервов. С. 113
Составленная сегодня карта завтра уже недействительна. С. 114
Мертвые души. С. 116
     Пианино внутри нас. С. 117
     Дорогу осилит идущий. С. 120
Конкуренция внутри мозга. С. 121
     Свято место пусто не бывает. С. 123
     Фактор времени. С. 125
Топографическая организаций карты. С. 127
     Количество переходит в качество. С. 129
И снова о детском развитии. С. 133
     Программа для детей с речевыми нарушениями и проблемами в обучении. С. 135
     История Вилли Арбора. С. 138
     «Побочные эффекты» обучения. С. 140
Аутизм. С. 142
     История Лорали. С. 144
     Природа аутизма по Мерцениху. С. 146
     И снова крысы. С. 147
     Исследования Риты Леви-Монтальчини. С. 149
     BDNF — волшебный эликсир мозга. С. 150
     «Перевозбуждение» нейронов. С. 151
Очередная панацея? С. 155
Как избежать маразма. С. 157
     Возможности мозга пожилого человека. С. 162
 
Глава 4. О вкусах и предпочтениях
Как нейропластичность влияет на наши представления о сексуальной привлекательности и любви. С. 169
О человеческой сексуальности. С. 171
     И о любви. С. 174
     Сексуальная пластичность и пластичность мозга. С. 175
     Что думает Фрейд. С. 176
     «Зайка моя». С. 179
     Природа или культура. С. 181
О порнографии. С. 184
     Проблема импотенции — в голове. С. 188
Что такое зависимость. С. 189
     Зависимость от порно. С. 193
     История Шона Томаса. С. 195
     Все пути ведут в детство. С. 198
И снова о любви. С. 200
     Центры удовольствия. С. 201
     Пора внести разнообразие в нашу жизнь. С. 204
Смена образа жизни требует внутренней перестройки. С. 206
     Гормон нежности и доверия… С. 209
     …или гормон, способствующий освоению новых моделей поведения. С. 211
     Мозг как орган социализации. С. 212
Разделяй и властвуй. С. 214
     Как излечился А. С. 216
О садизме и мазохизме. С. 217
     Единство и борьба противоположностей. С. 218
     История Боба Фланагана. С. 221
     Фиксация детских травм. С. 223
 
Глава 5. Возвращение к жизни
Жертвы инсульта учатся заново двигаться и говорить. С. 228
     Что такое инсульт. С. 233
Научная биография Эдварда Тауба. С. 234
     Наша свобода воли — всего лишь иллюзия? С. 237
     Усвоенное неиспользование. С. 241
     Один — против толпы разъяренных… гуманистов. С. 245
Клиника Тауба. С. 251
     Терапия «принудительным использованием». С. 254
     История Николь фон Руден. С. 256
Игра для восстановления речи. С. 263
Реабилитация детей, страдающих церебральным параличом. С. 266
     История Фредерика Линкольна. С. 267
     Обезьяны сослужили последнюю службу. С. 270
 
Глава 6. Как снять блокировку мозга
Использование нейропластичности для избавления от тревог, навязчивых идей, непреодолимых влечений и плохих привычек. С. 277
     Вечное чувство вины и тревоги. С. 279
     Компульсивные действия. С. 281
     Блокировка мозга по Шварцу. С. 284
     Подход Шварца. С. 287
     Переключение внимания. С. 290
 
Глава 7. Боль
Оборотная сторона пластичности. С. 297
Что такое фантомные боли. С. 300
Загадка фантомных конечностей. С. 302
История Тома Соренсона. С. 304
     Мозговая камасутра. С. 305
Усвоенный паралич. С. 308
     Клин клином. С. 310
     Эксперимент с Филипом. С. 311
Образ тела. С. 313
Боль — это заключение мозга о состоянии здоровья организма. С. 316
     Выученная боль. С. 320
 
Глава 8. Воображение
Как действуют наши мысли С. 326
Паскуаль-Леоне. С. 327
     Почему Ахиллес не может перегнать черепаху. С. 329
     О пользе воображения. С. 333
     Тренинг в одиночной камере. С. 335
     Человек-калькулятор. С. 336
     Можно и лежа на диване наращивать мышцы. С. 338
     Остерегайтесь своих намерений, ибо они могут реализоваться. С. 339
     «Колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеей». С. 344
Школа тьмы. С. 347
 
Глава 9. Расставание с прошлым
Психоанализ как метод нейропластической терапии. С. 352
История господина Л. С. 353
Психоанализ и пластичность. С. 355
     Еще об Эрике Канделе. С. 360
Снова о старике Фрейде. С. 362
     Снова о детском развитии. С. 367
     Осознаваемое и неосознаваемое. С. 370
     Продолжаем психоанализ Л. С. 372
     Озарение… С. 374
     …и катарсис. С. 377
     …и принятие реальности. С. 379
     …и возрождение к жизни. С. 381
     О памяти. С. 382
     Польза сна и сновидений. С. 383
«С любимыми не расставайтесь…». С. 386
Пластический парадокс. С. 389
 
Глава 10. Омоложение
Открытие нейрональной стволовой клетки и уроки по сохранению мозга. С. 393
     Нервные клетки не восстанавливаются? С. 398
     …Или восстанавливаются? С. 399
История открытий. С. 400
     Если хотите нарастить мозги… почаще бегайте в «беличьем» колесе. С. 402
Учиться, учиться и учиться. С. 404
     Образование и движение — залог здоровья. С. 406
     Движение — жизнь. С. 408
 
Глава 11. Больше, чем сумма частей
История женщины, ставшей живым воплощением возможностей нейропластичности. С. 412
С половиной мозга вполне можно жить? С. 414
     Правое и левое. С. 416
     Детство Мишель. С. 417
     Надеяться и верить. С. 420
Труперы в ваших пуперах. С. 422
     Мишель проявляет способности левшей. С. 428
Биография Джордана Графмана. С. 432
     Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя. С. 435
Четыре типа пластичности. С. 437
Миграция психической функции в противоположное полушарие. С. 441
Графман исследует лобные доли. С. 442
     Иногда полезно «отключить» рассудочное левое полушарие. С. 445
     «Я думаю, что всегда любила быть одна…». С. 447
     Мир, где инстинкты приглушены. С. 448
 
Приложение 1. Культура и преобразование мозга
Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг. С. 452
Морские цыгане. С. 454
Культурные действия меняют структуру мозга. С. 455
Эволюция мозга. С. 458
Как люди были избраны на роль носителей культуры. С. 461
Недарвинский способ изменения биологических структур. С. 463
Пластичность и сублимация: как мы облагораживаем наши животные инстинкты. С. 465
Когда мозг оказывается между двумя культурами. С. 468
Пластичность восприятия. С. 470
Пластичность и возраст. С. 476
Уязвимый мозг и влияние СМИ. С. 479
 
Приложение 2.
Пластичность и идея прогресса. С. 488
Способность к совершенствованию - за и против. С. 490
Способность к самосовершенствованию и идея прогресса. С. 492
 
Благодарности. С. 496
Примечания. С. 501

Також рекомендуємо прочитати

Причко С.С. Психология разрушения: учеб.-практ. пособие/ С. С. Причко- Киев : Центр учеб. лит., 2017. - 189 с. - Библиогр.: с. 177-189, ISBN 978-611-01-1075-4
Фриман Артур. Если бы да кабы..., или 15 ментальных ошибок/ Артур Фриман, Роуз Девульф ; [вед. ред. Л. Неволайнен]- Киев : Сварог, 2017. - 254 с. - (Сам себе психолог), ISBN 966-8970-51-9

Календар подій

      1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
3031